Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно - оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры, физминутки, оздоровительный бег, закаливание и др. Во 2 группе раннего возраста «Неваляшки» широко используется такая форма работы, как гимнастика после дневного сна. Доказано, что сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять. Но как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день? А помочь может гимнастика после дневного сна! Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Гимнастика необходима для подготовки к активной деятельности, помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Комплекс гимнастики включает в себя такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание о пускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение. Все упражнения проводим в игровой форме. Всё это помогает создать положительную эмоциональную атмосферу. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Для повышения интереса у детей проводим гимнастику пробуждения и в форме спокойной сказки, которую рассказывает воспитатель. Каждое упражнение разучиваем отдельно. Показ сопровождается пояснением. Изучая упражнение, создаем образ, доступный детскому пониманию, вызываем у ребенка желание войти в предложенный образ. Поддерживаем спокойную доброжелательную обстановку.