В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами и отличительными особенностями исследуемых предметов, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В младшей группе «Песенка» дети любят проводить эксперименты с объектами неживой природы. На этот раз они заинтересовались коллекцией камней в исследовательском уголке. Изучение камней оказалось увлекательным занятием. В ходе беседы малышам стало известно, что камни в природе встречаются везде: в воде, в песке, на улице, на берегу моря, а дома - в аквариуме и отличаются друг от друга цветом, формой, величиной. В игровом упражнении «Раздели камушки на большие и маленькие» Захар и Лена сортировали их по величине. Из опытов («Почему камушки тонут в воде?», «Как камни могут издавать звуки?», «Какие бывают камни?») ребята узнали, что камни тонут в воде, потому что тяжелые, становятся в воде другого цвета, что бывают твердые, гладкие, шероховатые и могут издавать разнообразные звуки.
Его в горах полным-полно.
Он часто падает на дно.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.