С целью расширения представления детей о почве сегодня в подготовительной к школе группе «Песенка» прошла познавательная деятельность «Почва и ее обитатели». Из рассказа воспитателя ребята узнали, что почва – это верхний плодородный слой земли, в котором развиваются корни растений и обитают мыши, кроты, жуки, дождевые червяки и другие живые организмы. А чтобы узнать, что растения получают из почвы, и как живут подземные обитатели, мы с детьми провели небольшие исследования в нашей маленькой лаборатории. Рассмотрев почву при помощи лупы, Ксюша определила, что в ней есть сухие листочки, веточки, корни растений, камешки. Затем Кира и Ксюша опустили комочек сухой почвы в стакан с водой, и из комочка побежали маленькие пузырьки, которые поднимались вверх. «Значит, в почве есть воздух», - сделали вывод девочки.
Следующий опыт показал, что в почве есть вода: на бумагу насыпали немного почвы и придавили ее плотно к бумаге, осталось небольшое влажное пятно. А на вопрос: «Откуда же она берется в почве?» - ребята ответили очень быстро: вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. «Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы» - дополнила воспитатель.
Потом предложила проверить, есть ли в почве питательные вещества. Для этого насыпали почву в стакан с водой, размешали, дали немного отстояться. Что же мы заметили? На дно стакана осел слой песка, вода стала темного цвета, мутной, и стало видно, как в воде плавают остатки погибших растений и животных, которые впоследствии перерабатываются бактериями и насекомыми. Таким образом почва постоянно переполняется перегноем и минеральными солями, поэтому она является благоприятной средой для существования растений: корни растений дышат воздухом, вместе с водой получают питательные вещества. А некоторые обитатели почвы помогают стать ей лучше: дождевые черви, прокладывая свои дорожки в почве, рыхлят ее, что в свою очередь еще больше насыщает почву воздухом.