Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике –
Чувашии в г.Новочебоксарск предупреждает потребителей о широком распространении
недобросовестных практик заключения договоров купли-продажи дорогостоящей косметики и
договоров об оказании косметологических услуг.
В случае продажи косметики потребителя знакомят с тестовыми образцами, брошюрами,
описанием «исключительных» потребительских свойств косметики. До подписания договора для
усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться
«профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи,
развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана
лечения и т.п.). При этом в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на
некомпетентность
специалистов,
осуществляющих
косметологическую
процедуру
использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую
деятельность и др.
Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов, которые
отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить
потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими
финансовыми возможностями (шумные, душные помещения, громкая или, напротив,
успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.). Договорная документация
по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации
выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом
используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя
торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их
содержания, изложенного мелким шрифтом.
Стоимость оказания соответствующих товаров и услуг, как правило, во много раз
превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200-300 тыс. руб.). Поэтому
для оплаты им предлагается заключить кредитный договор, а приглашение в косметический
магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (который
необходим для оформления кредита).
Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивые
потребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими
людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного,
купли - продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие
потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают
категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.
Таким образом, несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора
об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем
расходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения
(неполучения всей необходимой информации о товаре), на практике это оказывается сделать
непросто.
Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических
уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители
продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в
договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам
присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.
Принимая решение о приобретении дорогостоящей косметики в кредит необходимо
обратить внимание на следующее:
до получения косметологической процедуры предварительно постараться убедиться в том, что
используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций
(жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным
требованиям;
не торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для
оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности
их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;
не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты,
спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв
предварительно их содержание;
иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график
погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком,
что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в
том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и
возврате денежных средств;
помнить, что потребитель свободен в праве заключения договора, а понуждение к заключению
договора не допускается.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна