ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЗАКОН. МОЖНО ЛИ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ТОВАР В МАГАЗИНЕ?



Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила)
урегулирован спорный момент по возможности фотографирования реализуемой продукции на
территории торговых предприятий, который неоднократно возникал у потребителей.
Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила)
урегулирован спорный момент по возможности фотографирования реализуемой продукции на
территории торговых предприятий, который неоднократно возникал у потребителей.
В Правилах указано, что «на торговых объектах (за исключением мест, которые
определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не
допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых
формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия
не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров
Российской Федерации».
То есть, покупатель, в соответствии с Правилами, имеет право фотографировать
необходимую ему информацию, предоставление которой установлено законодательством о
защите прав потребителей и любые виды товаров, расположенных на полках магазинов.
Следует понимать, что съёмка может производиться только в местах общего доступа (куда
потребитель имеет свободный вход) – такие действия снимающего не являются
противозаконными и не могут быть пресечены. Однако, как указано выше, продавец определяет
места в торговом предприятии, которые не предназначены для свободного доступа и,
соответственно, граждане производить там фотографирование не вправе.
Как быть с объявлениями о том, что съёмка запрещена? Это является незаконным и не
влияет на право потребителя делать фотографии внутри такого заведения. Теперь такая вывеска –
это всего лишь просьба администрации, которую посетитель может проигнорировать.
Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на
государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет zpp.rospotrebnadzor.ru, где
представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и
многое другое.
Напоминаем, что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека организован Единый консультационный центр, который функционирует в
круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Он предназначен
для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Телефон 8-800-555-
49-43 (звонок бесплатный).

Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна