Роспотребнадзор информирует

Роспотребнадзор информирует

О проведении "горячей линии" по качеству и безопасности парфюмерно-косметической продукции

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора  по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск с 06 по 17 февраля  2023 года проводит «горячую линию» по вопросам качества и безопасности парфюмерно-косметической продукции по телефонам территориального отдела 77-06-92, 78-44-19.

Специалисты проконсультируют потребителей по вопросам нормативных требований к данной группе продукции, в т.ч. какую обязательную информацию должна содержать маркировка парфюмерно-косметической продукции,  разъяснят потребителям их права в случае приобретения товара надлежащего и ненадлежащего качества.

Кроме того, на вопросы всех желающих получить консультации по указанным вопросам ответят по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора — 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).

Операторы Единого консультационного центра осуществляют круглосуточный прием звонков, первичную консультацию, а также, по отдельным вопросам перенаправляют в территориальные органы и организации Роспотребнадзора.

Консультации специалистами территориального отдела проводятся в соответствии с режимом работы по будням с 9.00 до 18.00, пт - с 9.00 до 16.45.


Зелёный свет для покупателя: о маркировке пищевой продукции «Светофор»

С 1 июня 2018 года Роспотребнадзор запустил проект добровольной маркировки пищевых продуктов «Светофор». Это яркий пример взаимодействия Роспотребнадзора с производителями продуктов питания и торговыми сетями для формирования среды, мотивирующей граждан к здоровому питанию.

Маркировка «Светофор» означает, что на этикетке продукта разными цветами (зелёный, жёлтый, красный) обозначается информация о содержании компонентов, наиболее сильно влияющих на здоровье. Если в 100 г продукта количество того или иного ингредиента соответствует норме здорового питания, то этот компонент указывается зелёным цветом. Если превышение есть, но незначительное — жёлтым цветом. А если превышение высокое, то красным цветом.

По системе «Светофор» согласно рекомендациям Роспотребнадзора сегодня, в добровольном порядке, маркируются такие показатели: содержание в продукте соли, сахара, общее количество жира и насыщенных жиров (наиболее опасны для здоровья), а также энергетическая ценность (калорийность) продукта с учётом суточной нормы потребления.

Разноцветные графические изображения, например, в виде вертикальных полос на упаковке или на этикетке соответствуют содержанию в продукте одного из веществ: поваренная соль, добавленный сахар, жиры.

Описание: 3693727e71d443faa1055f82f2d1a0c4 (1) (2).jpg

ЦЕЛИ «СВЕТОФОРА»

Снижение риска заболеваний, связанных с чрезмерным потреблением нежелательных продуктов питания: ожирения, проблем с сердечно-сосудистой системой, диабета и др.

— Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета, — поясняет руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. — Потребителя необходимо информировать о составе продукта максимально доступным способом, чтобы каждый мог осознанно решить, какие продукты можно употреблять практически без ограничения, а какие требуют более умеренного употребления.

Такая маркировка способствует:

  • более тщательному анализу рациона питания;
  • повышению заботы о здоровье;
  • определению полезных и вредных качеств продуктов разных категорий (например, печенья, молочных продуктов, напитков и пр.);
  • сравнению продуктов одной категории (например, йогуртов);
  • сравнению одинаковых продуктов разных производителей (например, йогурты с различными добавками);
  • улучшению качества пищевых продуктов.

 

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР

 

Величины содержания пищевых веществ, соответствующих их низкому уровню, – зеленый цвет.

 

КРАСНЫЙ – ЦВЕТ ОПАСНОСТИ

 

Обозначение красным цветом дает понять, что выбор этой продукции менее желателен для здоровья. Величины содержания пищевых веществ, соответствующие высокому уровню, – красный цвет.

 

Критерии содержания поваренной соли, сахаров и жиров, указанные в рекомендациях Роспотребнадзора, сопоставимы с аналогичными требованиями Агентства пищевых стандартов (Food Standards Agency) Великобритании.

Цветовая маркировка пищевых продуктов и напитков – инициатива добровольная. Сейчас проект «Светофор» активно поддерживается бизнес-сообществом, в нем принимают участие крупнейшие производители пищевой продукции и торговые сети.

По данным исследования ВЦИОМ, более 80% россиян поддерживают введение трехцветной маркировки продуктов. Три четверти граждан (77%) потенциально готовы ориентироваться на такую индикацию при покупке продуктов. 47% респондентов выразили надежду на улучшение состояния здоровья населения в связи с введением предложенной формы обозначений на продуктах.

Права несовершеннолетних потребителей

Несовершеннолетние часто самостоятельно приобретают товары, сами оплачивают проезд в транспорте, в связи с чем у родителей возникают вопросы в отношении дееспособности несовершеннолетних граждан, являющихся потребителями товаров, работ, услуг, к примеру, в случаях приобретения ребенком дорогостоящих товаров (телефона или игрушки) без согласия родителей.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что определенные сделки малолетние могут самостоятельно совершать не с момента рождения, а по достижении 6 лет. Следовательно, до достижения 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т.е. признаются полностью недееспособными.


Отказываются принимать мелкие монеты в счет оплаты. Законно ли это?

В связи с обращениями граждан о случаях отказа потребителям со стороны хозяйствующих субъектов под различными предлогами в оплате товаров (услуг) мелкими монетами, сообщаем, что в соответствии с п.1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приёму по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, а согласно ст. 30 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, в том числе для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, любые банкноты подлежат безусловному приёму в счет оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении наличных расчётов с участием потребителей.

1 рубль, 50 копеек, 10 и 5 копеек – такие же законные средства платежа, как и, например, пятитысячная купюра. Торговые организации, исполнители обязаны принимать любые монеты и в любом количестве. При этом подразумевается, что выбор банкнот Банка России, также как и монет Банка России, из числа находящихся в официальном обращении для осуществления наличных расчетов принадлежит потребителю.

Если у потребителя отказываются принимать мелкие монеты, то он вправе настоять на своём и потребовать, чтобы у него эти монеты приняли. Отказ в приёме монет является прямым нарушением законодательства и поводом для обращения к продавцу (исполнителю) с письменной претензией.

Таким образом, любой отказ продавца (исполнителя) в приёме любых обладающих всеми установленными признаками платежеспособности банкнот и монет Банка России в счёт оплаты тех или иных товаров (услуг) рассматривается как противоправное действие, ущемляющее права потребителей и необоснованно воспрепятствующее заключению договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг), поэтому потребитель вправе потребовать заключить такой договор через суд.

В случае, если вы решили обменять монеты в банке на купюры, то в одном банке могут эту услугу оказать безвозмездно, в другом могут взять комиссию. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, лучше узнавать информацию заранее. Но если вы осуществляете платеж за какие-либо услуги (товары), то кредитные организации обязаны принимать монеты без всяких комиссий.

Некоторые банки могут попросить у клиентов деньги за пересчёт мелочи. Это услуга не обязательная. Пересчёт нужен не клиенту, а самому банку. Можно смело отказываться от услуги, как от навязанной.

Отказ сотрудников банка удовлетворить законные требования потребителя неправомерен и может рассматриваться как нарушение федерального законодательства. В подобных случаях потребители вправе обращаться с жалобами в Банк России.

К сведению сообщаем, что платежеспособной является монета Банка России, не содержащая признаков подделки, имеющая повреждения механического характера (погнутая, сплющенная, надпиленная, утратившая элементы изображения, имеющая отслоение плакирующего покрытия, отверстия, в том числе затрагивающие основное изображение, забоины, царапины, надрезы и следы удаления металла), виды производственного брака, а также следы воздействия высоких температур и агрессивных сред, которые не препятствуют однозначной идентификации номинала монеты и принадлежности к монете Банка России, имеющей силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (Указание Банка России «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» от 26 декабря 2006 года, № N 1778-У). Для обмена денег клиент вправе обратиться в любой банк на территории Российской Федерации, для граждан услуга обмена купюр бесплатна, но ему потребуется паспорт.

Обмен ветхих банкнот не имеет ограничения по сумме.

Снова установят случаи, когда банк и страховщик вправе заключить соглашение о страховке по кредиту

        С 1 сентября 2023 года вступят в силу положения о случаях, когда кредитные и страховые организации могут заключать спецсоглашения. Речь идет о договорах, которые определяют, например, как взаимодействовать при страховании рисков заемщиков.

Новые правила во многом дублируют те, которые применяли до 18 мая 2022 года включительно, но есть ряд изменений.

Станет больше условий, которые кредитная организация должна выполнять, чтобы соглашение было допустимым. Среди новшеств отметим такие:

  • нужно требовать от страховщика иметь определенный кредитный рейтинг для страхования рисков при потребкредите;
  • надо сообщать заемщикам об их праве в любое время сменить страховщика. Последний должен отвечать требованиям кредитной организации и условиям оказания страховой услуги. Извещать заемщиков надо на сайте кредитной организации (если он есть) и прочими способами;
  • нужно указать в соглашении, что процентная ставка по кредиту или займу не зависит от выбора страховщика. Важно, чтобы он и договор страхования соответствовали требованиям кредитной организации и условиям оказания страховой услуги.

Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

  Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

На какие условия договора с управляющей компанией стоит обратить особое внимание

Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путём составления одного документа, подписанного сторонами.

Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путём составления одного документа, подписанного сторонами.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

Договор управления многоквартирным домом регулирует взаимоотношения между собственниками помещений в таком доме и управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию (ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

При этом управлять многоквартирным домом может только одна управляющая организация (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ), в связи с чем договор управления многоквартирным домом также заключается один.
Договор считается заключённым, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Предметом договора является перечень работ (услуг) по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которые обязуется предоставлять управляющая организация, в том числе услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. В договоре целесообразно предусмотреть порядок изменения перечня работ и услуг, оказываемых управляющей организацией в рамках данного договора.

Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора, если управляющая организация не выполняет условия такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В договоре управления многоквартирным домом можно указать и иные условия, например, порядок рассмотрения управляющей организацией жалоб и претензий собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме и порядок разрешения споров и разногласий, которые могут возникнуть при исполнении условий договора управления.

Каковы возможности мобильного приложения «Честный знак»

Основная задача системы «Честный знак» – гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции.

Основная задача системы «Честный знак» – гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции.

Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение «Честный знак», сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю, – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара.

Размещение DataMatrix кода на упаковке товара позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес и потребителей.

За оборот немаркированной средствами идентификации продукции и нарушение порядка ее маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность(статья 171.1 УК РФ).

ОТРАВИЛИСЬ В РЕСТОРАНЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Бывают ситуации, когда в результате халатного отношения владельцев и работников ресторана причиняется вред здоровью посетителей. Чаще всего это отравления и инфекционные заболевания.

Как поступить, если после ужина в ресторане Вы почувствовали недомогание, или у вас появились симптомы отравления?

Срочно обратитесь к врачу для получения медицинского заключения. Это необходимо как для оказания помощи, так и в целях сбора доказательств. Дело в том, что в этой ситуации нужно доказать, что вред здоровью был причинен именно в результате ужина в ресторане.

Обязательно сохраняйте чек из ресторана, либо, если чек не сохранился, но Вы оплачивали счет карточкой, выписку по банковскому счету. Еще необходимо найти нескольких свидетелей, которые смогут подтвердить доводы.

Напишите претензию владельцу ресторана (индивидуальному предпринимателю или руководителю юридического лица). К претензии приложите копию чека и медицинского заключения.

В претензии Вы можете заявить требования:

- о возврате стоимости ужина,

- о компенсации стоимости лечения,

- в случае длительного больничного, компенсацию утраченного заработка.

Все образцы претензий собраны на сайте zpp.rospotrebnadzor.ru

Претензию надо направлять заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в добровольном порядке уладить ситуацию не удалось, следует обратиться с исковым заявлением в суд.

Кроме заявления в суд, Вы также вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Ваша жалоба будет рассмотрена и при выявлении нарушений санитарного законодательства, и в области защиты прав потребителей. Виновные лица будут привлечены к ответственности.

Выбираем шоколад

Шоколад считается одним из самых популярных подарков в любой праздник. После новогодних праздников остается много сладостей, как их употреблять с пользой для здоровья?

Умеренное употребление шоколада повышает работоспособность, концентрацию внимания, стимулирует умственную деятельность. Антиоксиданты, входящие в шоколад, способствуют замедлению процесса старения и укрепляют иммунитет.

Шоколад — калорийный продукт, содержит большое количество сахара и жира. Чрезмерное употребление может привести к ожирению и увеличить риск возникновения сахарного диабета.

Для взрослого здорового человека рекомендовано употреблять не более 50 г шоколада за один прием и не чаще двух раз в неделю. Детям в возрасте до 3 лет есть шоколад категорически не рекомендуется. Угощать малышей шоколадом можно с 5 - 6 лет, по 20 граммов не более 2 раз в неделю.

Роспотребнадзор и Банк России обсудили меры противодействия недопустимым страховым практикам

Роспотребнадзор и Банк России обсудили механизмы противодействия недопустимым практикам при продаже страховых продуктов с представителями отрасли пассажирских перевозок и страхования.
Основной темой для встречи послужила практика автозаполения на сайтах и в мобильных приложениях так называемых «галочек» согласия потребителей на приобретение страховок при онлайн оформлении билетов.

Ранее Роспотребнадзор и Банк России информировали транспортные и страховые компании о недопустимости автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг, так как это является введением потребителей в заблуждение и нарушением их законных прав и интересов. 
Анализ жалоб потребителей и правоприменительной практики показал,  что «скрытные» формы  согласия на приобретение страховок не являются осознанным выбором потребителей, а скорее навязыванием услуг.  Многие потребители просто не замечают заключения дополнительных договоров из-за небольших сумм страхования — в пределах 500 рублей.  Другие же просто не предъявляют претензий из-за отсутствия времени, либо не верят в возможность возврата средств.

По результатам мониторинга интернет-ресурсов перевозчиков и  компаний, оказывающих транспортные услуги, только в 2022 году было объявлено 82 предостережения в адрес компаний, использующих вышеперечисленные практики.

В результате пять авиакомпаний на своих ресурсах исключили «автосогласие» на приобретение страховок. В отношении других перевозчиков поданы иски в защиту потребителей, в рамках которых Роспотребнадзор добивается исключения элементов навязывания дополнительных опций из услуг продажи билетов.

Роспотребнадзор также обращает внимание, что потребители, которые столкнулись с подобными нарушениями,  могут обратиться в территориальные подразделения службы по месту жительства (адреса и телефоны доступны на официальном сайте Роспортребнадзора) для оценки фактов нарушений и принятия соответствующих мер.

Кофе или чай – что выбрать?

Сравним два напитка и выясним, какой из них полезнее для здоровья.

Кофе и чай – лидеры в мировом рейтинге самых популярных напитков. Во многом благодаря кофеину, который входит в их состав. Это наиболее изученный и используемый людьми стимулятор. Однако воздействие его на организм неоднозначно.

Где больше кофеина?

Хотя содержание кофеина может варьироваться в зависимости от времени, способа приготовления, крепости и объема напитка, известно, что при употреблении кофе можно легко получить вдвое большую дозу кофеина, чем при употреблении аналогичной порции чая. Количество кофеина, которое считается безопасным для среднестатистического человека, составляет 400 мг в день. Имеются сведения, что женщины репродуктивного возраста могут без вреда для здоровья употреблять не более 300 мг кофеина в день. Одна чашка (240 мл) сваренного кофе содержит в среднем 95 мг кофеина. Аналогичная порция черного чая – 47 мг.

Положительные свойства кофеина включают в себя повышение работоспособности, увеличение физической выносливости, снижение утомляемости, улучшение концентрации и повышение умственной активности. Кофеин также связывают с потерей веса, повышением чувствительности к инсулину, снижением риска развития метаболического синдрома и неалкогольного гепатоза. Умеренное потребление кофеина препятствует развитию деменции и болезни Альцгеймера. Несмотря на все эти преимущества, следует также учитывать потенциальные негативные последствия чрезмерного потребления кофеина, особенно у детей и беременных женщин.

А что еще?

И чай, и кофе богаты антиоксидантами, в первую очередь полифенолами, которые обеспечивают их характерный вкус. Антиоксиданты защищают организм от повреждения свободными радикалами, и могут помочь предотвратить развитие некоторых хронических заболеваний. В чае присутствуют теафлавины, теарубигины и катехины, а кофе богат флавоноидами и хлорогеновой кислотой (CGA). Предварительные исследования in vitro обнаружили, что теафлавины и теарубигины ингибируют рост клеток рака легких и толстой кишки. С другой стороны, исследования in vitro антираковых свойств кофе показали, что содержащаяся в нем CGA, действует как мощный ингибитор роста раковых клеток в желудочно-кишечном тракте и печени.

Польза для сердца и сосудов

Полифенолы, которыми богаты кофе и чай, связывают со снижением риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Они способствуют поддержанию здоровья сердца через различные защитные механизмы. В том числе полифенолы способствуют снижению тонуса кровеносных сосудов, что может помочь при высоком кровяном давлении; блокируют образование новых кровеносных сосудов, которые могут питать раковые клетки; предотвращают образование атеросклеротических бляшек в кровеносных сосудах, снижая риск сердечных приступов и инсультов. В 10-летнем исследовании, в котором принял участие 74 961 человек, было установлено, что употребление 4 (960 мл) и более чашек черного чая в день снижает риск развития инсульта на 21%. Другое 10-летнее исследование с участием 34 670 здоровых женщин показало, что употребление 5 чашек (1,2 л) кофе в день снижает риск инсульта на 23% по сравнению с контрольной группой.

Подзарядка организма

И кофе, и чай придают нам энергии. Энергетический эффект кофе обеспечивается за счет повышения в организме уровня дофамина и блокирования аденозина. При попадании внутрь организм 99% кофеина поглощается в течение 45 минут, но пиковые концентрации в крови появляются уже через 15 минут после приема. Вот почему многие люди предпочитают чашку кофе, когда им нужно быстро взбодриться. Чай содержит меньше кофеина, но он богат L-теанином, мощным антиоксидантом, который также стимулирует мозг. L-теанин может оказывать антистрессовое воздействие, помогая успокоиться и расслабиться, но при этом не ощущать сонливость. Исследования показали, что потребление L-теанина вместе с кофеином (как в чае) может повысить концентрацию внимания

Снижение веса

Кофеин способен увеличить количество сжигаемых калорий на 3–13% и поддерживать этот эффект в течение 3 часов после приема, что приводит к дополнительному сжиганию до 150 калорий в сутки. Хлорогеновая кислота, содержащаяся в кофе, подавляет выработку жировых клеток. Чайные полифенолы, такие как теафлавин, также способствуют снижению веса. Известно, что теафлавины ингибируют липазу поджелудочной железы – фермент, играющий ключевую роль в метаболизме жиров. Исследования на животных показывают, что чайные полифенолы могут снижать концентрацию липидов в крови и препятствовать увеличению веса, даже при употреблении жирной пищи. Полифенолы черного чая также влияют на микробиоту кишечника, что может препятствовать приросту массы тела. Следует иметь в виду, что все эти исследования проводились только на животных.

Важно помнить, что употребление большого количества кофе связано с нарушением сна, повышенной нервной возбудимостью, беспокойством, а также повышением риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, таких как сердечная недостаточность, тахикардия, гипертония. Кроме того, употребление кофе может привести к зависимости. Если человек обладает повышенной чувствительностью к кофеину, чай для него будет лучшим выбором.

Итак, кофе и чай обладают фактически аналогичными эффектами, включая антиоксидантные, противоопухолевые и энергетические свойства, помогают защитить организм от некоторых заболеваний. Какой напиток предпочесть – выбирать вам.

Мясо – важный элемент сбалансированного рациона

Это источник белка, аминокислот, микроэлементов и витаминов, без которых функционирование органов и систем человеческого организма просто невозможно.

По мнению исследователей из Университета Торонто, снижению веса и нормализации метаболизма быстрее всего помогает регулярное употребление мяса с овощами – при соблюдении баланса с чистой питьевой водой. Что об этом думают российские эксперты?

Животный белок

Мнений о пользе и вреде мяса можно собрать множество. Кто-то руководствуется лозунгом 2-го дома Старсобеса Ильфа и Петрова: «Мясо – вредно». А кто-то убежден, что для достижения хорошей физической формы нужно сосредоточиться исключительно на мясе. Но все это крайности, а они здоровью не помощники.

В рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» (нацпроект «Демография») Роспотребнадзор проводит исследование рационов питания жителей страны. Один из выводов специалистов: состояние здоровья у всех разное, а потому и потребление мяса должно быть индивидуальным. Но то, что этот продукт организму необходим – факт неоспоримый. Причем есть надо как белое, так и красное мясо.

«Рекомендуемая норма потребления красного мяса – 148 г в день, в переводе на нормальные порции – 1–2 раза в неделю, – говорит начальник управления санитарного надзора Роспотребнадзора Ирина Шевкун. – В первую очередь красное мясо и печень необходимы людям с анемией, потому что содержащееся в них железо усваивается лучше всего. Неслучайно, кстати, анемия часто наблюдается у веганов».

Что бы ни говорили о возможности заменить мясо в качестве источника белка бобовыми, этот вариант по разным причинам подходит не каждому. К тому же именно животный, а не растительный белок – основной структурный элемент всех тканей человеческого организма.

«Особенно важно наличие животного белка в рационе детей, а также беременных и кормящих женщин, так как он выполняет функции строительного материала», – добавляет Шевкун.

По ее словам, современная наука считает нормой соотношение животного и растительного белка в рационе человека 50 на 50. Несбалансированное питание негативно сказывается на здоровье и может привести к возникновению не только анемии, но и заболеваний ЖКТ, к частым простудам и другим проблемам со здоровьем.

Говядина и телятина

Говядина традиционно считается мясом диетическим, безопасным для здоровья. Поэтому блюда из нее врачи рекомендуют есть даже людям с хроническими заболеваниями. В то же время по питательности 200 г говяжьего мяса заменяют 1 л молока.

Постное мясо нормализует кислотность желудка, быстро переваривается и легко усваивается. Главное –  приготовить его правильно. Говядину можно запекать – например, в специальном пакете. Сочной она будет также, если целый кусок варить в течение 3 часов со специями, при необходимости подливая горячую воду. Ускорить длительный процесс поможет мультиварка. Хороши суфле и котлеты, а также тушенное с овощами мясо.

Молодой вариант говядины – телятина – содержит минимальное количество калорий, так как в нем практически отсутствуют жиры и углеводы. Считается, что правильно приготовленная телятина – это именно то, что нужно для быстрого похудения.

Полезнее всего будет цельный запеченный кусок такого мяса, нашпигованный чесноком, натертый перцем и розмарином и политый оливковым маслом. Вместе с ним можно запечь и овощи или отдельно приготовить овощной салат.

Баранина

Любителями баранины считают в основном жителей южных краев, но этот стереотип легко развеивается, если побывать на рынках большинства городов: покупателей мяса барашка там достаточно.

Еще один штамп: баранье мясо жирное, а значит, вредное. Между тем врачи разрешают употреблять его даже тем, кто страдает от проблем с сосудами, относя баранину к диетическим продуктам. Калорий в нем мало, а холестерина на 30% меньше, чем в свинине, и организму довольно легко его усваивать.

При этом медицина делает оговорку: нежелательно включать баранину в рацион детей и пожилых людей, а также тех, у кого имеются проблемы с ЖКТ.

Баранина – это не только плов и шашлыки, рецептов ее приготовления не счесть – и у европейских народов, и у азиатских. Блюда из фарша, мясо вареное, тушеное, запеченое, жареное... Важно только не готовить баранину слишком долго, чтобы она не сделалась похожей на кусок резины. Есть блюда из этого мяса лучше в горячем виде и запивать горячими напитками, например травяными чаями. Традиционно к ним подают зелень и овощи.

Свинина и птица

Свинина – мясо более жирное, чем говядина и баранина, но и у него немало ценных свойств. Оно полезно для пищеварения, поскольку содержит витамины, предотвращающие развитие колитов, диареи, атонии кишечника (запоров).

Отварная свинина, по утверждению медиков, полезна при нарушениях работы ЦНС, благоприятно влияет на сон, способствует улучшению настроения, хороша для профилактики стрессов и депрессий. Вареное мясо свиньи употребляют также для профилактики гастрита.

А что же диетическая курятина? Мясо птицы тоже неплохой вариант в плане источника белка. Но если есть только его, а тем более одни грудки, то можно столкнуться с дефицитом железа. «Хорошей альтернативой „настоящему" мясу, – говорит Ирина Шевкун, – могут стать мясо птицы, яйца и рыба – если только у вас нет анемии. Эти продукты считаются более диетическими, так как содержат меньше жира».

Любителей мяса диких животных Роспотребнадзор спешит разочаровать. По словам начальника управления санитарного надзора, оно опасно своей неизвестностью: непонятно, где животное обитало и чем болело.

Как выбирать?

Если вы приобретаете мясо в магазине, эксперты Роспотребнадзора советуют внимательно изучить этикетку – она даст полную информацию. Если же на рынке, то помните: признаками свежести продукта служат розовый цвет, отсутствие большого скопления жира и запах, исключающий признаки гнили и химии. Везде и всегда мясо должно быть сухое и равномерного цвета.

Что не так в повторной заморозке?

Исследования ученых показали, что процесс замораживания снижает содержание белка в мясе наполовину, а повторная заморозка может уничтожить его полностью. И тогда можно получить совершенно бесполезное для организма жесткое волокно.

Зачем сливать бульон?

Часто советуют при варке мяса «сливать первый бульон», то есть воду после закипания. А затем заливать свежей водой и уже в ней варить. Этот способ (как и вымачивание мяса в воде перед приготовлением) избавляет его от остатков антибиотиков, которые животное могло получать при жизни.

Опасны ли стейки с кровью?

Что можно сказать о мясе с кровью или, того хлеще, блюдах из сырого мяса? Для начала уясним: «кровь» в данном случае – всего лишь мясной сок, так как кровь настоящая выходит из животных еще при забое, а красноватый цвет сока – признак наличия белка.

«Если мясо из надежного источника и оно не содержало никаких паразитов, то стейк с кровью вполне безопасен», – говорит старший научный сотрудник лаборатории пищевых биотехнологий и специализированных продуктов ФИЦ питания и биотехнологии Варужан Саркисян.

Однако эксперты советуют заказывать блюда из сырого мяса в ресторане, а не готовить их дома. «Вы не сможете проконтролировать, как и откуда мясо приехало в магазин, а также соблюсти режим хранения в бытовом холодильнике, – поясняет ведущий научный сотрудник ФИЦ питания и биотехнологий Алла Погожева. – А для кафе и ресторанов есть жесткие санитарные правила, которые их владельцы обязаны соблюдать безукоризненно».

Роспотребнадзор рекомендует: как выбрать качественное мороженое

Сегодня, в день эскимо, рассказываем, на что обратить внимание при покупке мороженого.

1. Этикетка

Внимательно изучите ее. Мороженое с добавлением растительных жиров должно обозначаться производителем как «мороженое растительно-сливочное» или «мороженое с растительным жиром». В зависимости от массовой доли молочного жира, входящего в состав продукта, выделяют следующие виды мороженого:

·         молочное – не более 7,5% молочного жира;

·         сливочное – 8–11,5% молочного жира;

·         пломбир – не менее 12% молочного жира;

·         кисломолочное – не более 7,5% молочного жира;

·         с заменителем молочного жира (смеси молочного и растительного жиров) – не более 12% молочного жира.

На упаковке мороженого должны быть указаны: состав, производитель и его адрес, дата производства, срок и температура хранения. Всегда обращайте внимание на срок годности продукта. Если маркировка стерта или размыта, лучше откажитесь от покупки.

2. Вес

Вес порции должен быть указан в граммах, ведь сведения об объеме в миллилитрах не отражают фактическую массу мороженого.

3. Стабилизаторы

Их использование предусмотрено технологией производства мороженого, они позволяют продукту сохранять форму. При производстве допускаются следующие натуральные стабилизаторы и загустители: камедь рожкового дерева (Е410), гуаровая камедь (Е412), ксантановая камедь (Е415), камедь тары (Е417), пектин (Е440), желатин, альгинат натрия (Е401) и другие.

4. Внешний вид

Качественное мороженое должно быть равномерно окрашено. Чем выше процент жирности, чем желтее цвет. Если вы заметили в мороженом какие-либо цветные вкрапления, это может означать, что на производстве массу плохо перемешали с натуральной добавкой или красителем. Исключение составляют виды мороженого с послойным внесением нескольких натуральных красителей, создающих заданный производителем рисунок.

5. Текстура и форма

Мороженое делится на два вида по способу производства: мягкое и закаленное. Закаленное производятся из смеси, которую затем фрезеруют, расфасовывают и подвергают шоковой заморозке (закаливанию) до температуры ниже –18°С. Эту температуру поддерживают при хранении, транспортировке и реализации. Мягкое мороженое не проходит стадию закаливания и поэтому имеет меньший срок хранения.

Мороженое должно сохранять свою первоначальную форму. Деформация указывает на то, что был нарушен режим хранения. Если оно подвергалось разморозке и повторно замораживалось, это негативно скажется не только на вкусовых качествах продукта, но и на его безопасности. 

Первый признак повторного замораживания – ощущение «песка» во рту, вызванное мелкими кристалликами льда, образующимися при повышении температуры хранения до 12 °C – 13 °С, и именно при этой температуре начинаются процессы микробиологической порчи продукта, что может вызвать расстройство кишечника.

Об обязательных требованиях при продаже строительных материалов и изделий по образцам

 Отношения по договору купли-продажи по образцам с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон о защите прав потребителей), Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463 (далее – Правила).

В соответствии со ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).

Согласно ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

При этом под услугой торговли понимается результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договорам купли-продажи или иным аналогичным договорам, а безопасность услуги торговли — это комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество покупателя (потребителя) (п.п. 136, 138 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения»)

Согласно требованиям, ст. 10 Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, помимо прочего, сведения об основных потребительских свойствах товаров, а также правила продажи товаров.

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Согласно п. 2 Правил на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

Таким образом, законодательством установлено, что продавец должен обеспечить потребителю возможность ознакомления с образцом товара, в том числе с его функциями, а потребитель вправе ознакомиться с ним самостоятельно или с помощью продавца. При этом до потребителей должна быть своевременно доведена информация о правилах продажи товаров (в том числе о возможности или запрете самостоятельного ознакомления с образцом товара), либо продавцом должно быть определено место, не предназначенное для свободного доступа потребителей.

В силу пунктов 3, 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Сообщаем также, что Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей размещен на официальном сайте Управления Роспотребнадзора.

Об особенностях предоставления платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги – медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.

Отношения, связанные с оказанием платных медицинских услуг, регулируются, в том числе, и Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв.постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила).

Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности.

Исполнителем услуг является медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.11 Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица – наименование и фирменное наименование (если имеется); для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу п.13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации, копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг).

Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора.

До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Договор о предоставлении платных медицинских услуг (далее – договор) заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон (п. 16, 17 Правил).

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Согласно п.27 Правил исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве – требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. При этом, если оказание таких услуг сопряжено с медицинским вмешательством, обязательно наличие на этот счет информированного добровольного согласия потребителя, которое дается в порядке, установленном ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 31 Правил).

На основании п.1 ст.29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у потребителя), исполнитель на экземпляре потребителя должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения требований). В случае непринятия исполнителем претензии, она может быть направлена в адрес исполнителя по почте заказным письмом (дата вручения – начало исчисления срока исполнения ваших требований).

При необоснованном отказе медицинского учреждения добровольно удовлетворить требования, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст.17 Закона), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст.15 Закона).

В соответствии с п.2 ст.17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора.

Маркировка никотинсодержащей продукции

Маркировка – нанесение на товар специального кода, по которому можно узнать название, состав, дату и место производства, а также другие данные о товаре. С помощью кодов производители и продавцы маркированной продукции передают информацию в систему маркировки «Честный знак».

Маркировка – нанесение на товар специального кода, по которому можно узнать название, состав, дату и место производства, а также другие данные о товаре. С помощью кодов производители и продавцы маркированной продукции передают информацию в систему маркировки «Честный знак».
Одной из целей маркировки товаров средствами идентификации является охрана жизни и здоровья человека.

Обязательная маркировка табачных изделий, никотинсодержащей продукции средствами идентификации внедрена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции».Табачная и никотинсодержащая продукция до ее ввода в оборот на территории Российской Федерации подлежит обязательной маркировке средствами идентификации. Маркировка табачной продукции (пачки и блоки) представляет собой специальный двумерный штрих код, который содержит код товара, уникальный номер упаковки, криптографический код проверки и информацию о максимальной розничной цене.

Таким образом, маркировка распространяется на табачные изделия, упакованные в потребительскую упаковку, к которым, в том числе, относятся сигареты, папиросы, табак для кальяна, табак курительный и табак трубочный, жевательный табак и табак нюхательный, сигары, в том числе с обрезанными концами (черуты), сигариллы (сигары тонкие), биди, кретек.
Розничная продажа табачной и никотинсодержащейпродукции допускается только при условии передачи в информационную систему мониторинга сведений о ее продаже.Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение «Честный знак», сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю, – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Размещение DataMatrix кода на упаковке товара позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес и потребителей.
Надзор за соблюдением требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции – одно из приоритетных направлений деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Новочебоксарск.

 О введении обязательной маркировки средствами идентификации на велосипеды и велосипедные рамы

С 1 марта 2023 г., в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», обязательной маркировке средствами идентификации подлежат велосипеды и велосипедные рамы, соответствующие кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС): 8711, 8712 00, 8714 91 100, 9503 00 100 9; кодам общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2): 30.91.11.120, 30.91.20, 30.92.10, 30.92.30.110, 32.40.31.121. - только для велосипедных рам.

 

Инструментом для определения истории происхождения товара, борьбы с нелегальным товаром, которым может воспользоваться каждый потребитель, является мобильное приложение «Честный ЗНАК.

Основная задача системы «Честный ЗНАК» - гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции.

Код маркировки – это специальный цифровой код, который производитель или импортер наносит на упаковку, коробку, или товарный ярлык. Просканировав его через приложение «Честный знак», потребитель может узнать всю информацию о товаре и убедиться, что он легальный и качественный.

С информацией о порядке, сроках и правилах обязательной маркировки средствами идентификации на различные группы товаров, а также подробно ознакомиться с национальной системой маркировки «Честный знак», можно на официальном сайте: https://честныйзнак.рф/o-chestnom-znake/.

Уважаемые потребители! За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан: 8-800-775-01-70.          

Телефоны, электронные адреса и режим работы «горячих линий» территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, консультационного центра (пунктов) для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).


О платных образовательных услугах

Отношения между исполнителем и заказчиком при оказании платных образовательных услуг регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273), Правилами оказания платных образовательных услуг, утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441, и действующими до 31.12.2026 (далее — Правила).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ст.101 Федерального закона № 273, п.п.3, 4 Правил).

По договору об оказании платных образовательных услуг заказчиком является физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора, а исполнителем — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность) (п.2 Правил).

Исполнитель обязан обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

До заключения договора и в период его действия исполнитель обязан предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Договор на оказание платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;

г) место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством РФ;

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

При этом сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на дату заключения договора.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п.9 Правил).

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

Так, при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Также необходимо учитывать, что по инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Между тем, при обнаружении нарушений законодательства, заказчику (потребителю) необходимо предъявить в адрес исполнителя претензию, которая составляется в письменном виде в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у заказчика). На экземпляре заказчика исполнитель проставляет отметку о получении претензии. В случае непринятия исполнителем претензии, заказчик может направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом.

В случае необоснованного отказа образовательным учреждением добровольно удовлетворить требования, заказчик (потребитель) вправе обратиться в суд за защитой своих прав, дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст.15 Закона).

Исковое заявление подается в суд по выбору: по месту нахождения организации, месту жительства или пребывания заказчика, месту заключения или исполнения договора (ст.17 Закона).

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В случае реализации потребителем права на судебную защиту, защита его прав Управлением Роспотребнадзора по соответствующему субъекту РФ (в зависимости от территориальной принадлежности подачи иска) возможна в порядке, предусмотренном ч.1 ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ в ее взаимосвязи с п.8 ст.40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.