Глобальное чтение

Глобальное чтение



Глобальное чтение

Время доказывать необходимость раннего обучения чтению детей с нарушением слуха прошло, это очевидно всем.

Учитель -дефектолог в обучении использует таблички (некоторые называют их плакатиками) с написанными на них изолированными словами ( на начальном этапе существительными, глаголами)
Ширина каждой таблички составляет 4,5-5,5 см, длина – не менее 20 см; буквы имеют один размер – 3 см. Все слова пишутся печатными буквами, все буквы одноцветные – черные. Расстояние между буквами постоянное. Расположение слов на табличках однотипное, слова пишутся с отступом 0,5 см от верхнего края таблички. 

Ребенок, как правило, повторяет  за взрослым сопряженно (говорит одновременно со взрослым) или отраженно (с опозданием на несколько секунд). Но педагог не только произносит слово – его указательный палец синхронно движется под словом слева направо (с позиции наблюдающего ребенка). Таким образом, учитель -дефектолог с самого начала организует направление движения взгляда ребенка при чтении. Произношение взрослого при этом всегда естественное, без акцентирования внимания ребенка на той или иной букве. Табличка помещается рядом с игрушкой, с которой играет малыш. 

Таким образом, в ситуации обучения глобальному чтению написанное слово реализуется  ребенком в виде синхронного акта: оно становится не только произносимым и слышимым, но и видимым, и моторным, и осмысленным.

На сегодняшний день накоплено небольшое количество табличек с хорошо знакомыми словами ( мама, папа, Вова, Вава, Тома).  Ребенок получает табличку, читает-озвучивает ее, самостоятельно соотносит с предметом и картинкой.

Запоминание слов в письменной форме требует многократного использования табличек в различных ситуациях, поэтому материал закрепляется в группе воспитателями и дома –  родителями.

Глобальное чтение создает качественную базу для безболезненного перехода детей к  аналитическому чтению.